Результаты исследования предпринимательских компетенций у молодежи





Курская региональная общественная организация поддержки молодежного предпринимательства «Гражданин предприниматель» в марте провела исследование особенностей формирования предпринимательских компетенций у молодежи.

Участниками исследования стали 120 учеников 9-11 классов школ и студентов СПО города Курска и Курской области. Из них 51,7% обучаются в 8-9 классе, 26,7% - в 10-11 классе и 21,7% - в техникумах и колледжах.

В числе ключевых компетенций эффективного предпринимателя (самозанятого) участники опроса отмечают лидерские качества и навыки принятия решений (70%), финансовую грамотность (68,3%), способность брать на себя ответственность (65,8%) и умение четко увидеть проблему (63,3%). При этом результаты исследования демонстрируют недостаточное развитие у респондентов таких важных для занятия предпринимательской деятельностью компетенций, как финансовая грамотность (27,5%), проектное мышление (24,2%) и правовая грамотность (15%).

Проведенное нами исследование уже второй год подряд фиксирует высокий спрос у школьников старших классов и студентов среднего профессионального образования на программы обучения предпринимательским компетенциям: 95,8% участников анкетирования уверены, что недостающие предпринимательские компетенции можно в себе развить, а 62,5% от всего числа опрошенных планируют это делать в течение ближайшего года.

Примечательно, что в качестве наиболее эффективных инструментов обучения предпринимательским компетенциям каждый второй респондент отмечает участие в семинарах, тренингах, офлайн- и онлайн-конференциях, а каждый третий - называет интерактивные формы, которые включают деловые игры, конкурсы бизнес-планов, бизнес-олимпиады, кейс-чемпионаты.

Именно интерактивные формы обучения стали основой механизма проведения Кейс-чемпионата по предпринимательству и самозанятости «Предпринимательские траектории» в 2022-2023 учебном году. Финал кейс-чемпионата пройдет в апреле, но уже сейчас полученные результаты убедительно доказывают высокую эффективность предложенной модели вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность и самозанятость, а также заинтересованность школьников старших классов в изучении современных моделей и технологий создания своего бизнеса.